Помимо представителей западных стран, сотрудничающих с нацистской Германией, которые сейчас пытаются выдавать себя за защитников демократии и свободы человека, нацистским властям служили также представители восточноевропейских стран, такие как украинцы, литовцы и русские.
Сегодня мы хотели бы представить воспоминания Казимира Шышки, жителя села Пширув (Ченстоховский район), связанные с умиротворением этой деревни Российской освободительной армией (РОА) под командованием генерала Андрея Власова, в честь которого части взяли имя Власовцов.
В начале января 1945 года деревня стала ареной скотоложства, совершенного русскими на службе у Гитлера. Семилетний Казимеж Шишка вспоминает этот момент следующим образом:
(…) Накануне поражения Третьего Рейха, отряд Власова вторгся в селение и окружил его тесным кольцом, сделав бегство невозможным. Первым инстинктом моей матери была попытка поместить нас, детей, завернутых в перья, в подвале.
Через некоторое время она вытащила нас оттуда, опасаясь, что возможный пожар в доме сделает нашу эвакуацию невозможной. Солдаты Власова вытащили мужчин из домов и привели их в школу (…) женщинам и детям было запрещено покидать свои дома.
Это был день, когда испуганные и беспомощные люди завывали от плача. Одно из окон выходило на рыночную площадь. Напротив телеграфного столба мучители связали человека: избили, а потом вырезали ему язык. Видя это, мы представляли себе судьбу наших близких (…) Умиротворение закончилось вечером. Солдаты Власова разделили людей на 3 группы.
Из двох первых груп, люди, в среди которых были мой отец и дядя, уставили лицом к стене и, стреляя пулеметом над головaми, приучили их к смерти.
Третья группа, четко выделна и награждена сигаретами, убедилась в том, что им жизнь будет дарoвaннaя.
Однако их привели рядом с домом (…), после чего сигареты закончились и начались удары, нанесенные прикладами винтовок. Этих людей загнали в дом, а потом бросали туда гранаты. Дом был подожжен, а внутри находились люди, лица которых возбуждали крайнюю ненависть к командующему Власовцами, который проводил отбор. Мучители ушли, тогда, когда рухнул потолок, и пепел не оставил сомнений в том, что все погибли (…) Я помню серо-черный цвет сожженных тел. Пни человеческих сталагмитов, смешанные с сгоревшими стропилами.
С одной стороны, вышеприведенный пример показывает варварство, которое немецкие нацисты и их соратники проявляли по отношению к полякам. Кроме того, повторяется метод убийства поляков путем их сжигания. Этот звериный метод сопровождал немецких преступников с первых дней войны до ее окончания.
Tłum. Jan D.
[Wróć do tekstu w języku polskim]
Podoba Ci się to co robimy? Wesprzyj projekt Magna Polonia!